24 Апреля 2013 / Статьи

Ментор ментору рознь 

Автор: Артур Баганов
Ментор ментору рознь

Все говорят, что хороший ментор на вес золота. А где его искать, ментора – хоть хорошего, хоть плохого – непонятно. Своими мыслями поделился СЕО акселератора Global TechInnovations Артур Баганов.

В России в настоящее время тема менторства достаточно популярна. Стартапам нужно, чтобы знающие люди помогали решить конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются в своём развитии, и все больше людей хотят быть или называют себя менторами. При этом многие известные на венчурном рынке персоны говорят о том, что менторство должно быть бесплатным. Но когда спрашиваешь этих же людей, какое количество часов на недельной основе они лично готовы предоставить стартапу, наступает минута молчания. С другой стороны, я вижу, как часто предприниматели считают, что их проблемы должны решать какие-то другие люди. Причём именно решать, а не помогать найти решение, и именно должны, причем бесплатно.

Бесплатные советы в виде азбучных истин можно получить на любом мероприятии, посвящённом технологическому предпринимательству. Однако необходимый уровень вовлечённости в проект и его проработку обеспечить довольно сложно. Ситуация схожа с подбором команды и кадров. Только в данном случае, к менторской помощи прибегают именно потому, что позволить себе лучших из лучших экспертов на рынке финансово стартап не может.

В России скорее не дефицит менторов, а проблемы с правильностью подбора тех менторов, которые приносят стартапу ценность.

Ментор – это не профессиональная работа, а, скорее, хобби. Это означает, что человек вряд ли сможет относиться к нему профессионально и с полной отдачей. Вот почему нужна организация, которая будет администрировать взаимоотношения ментора со стартапом. С одной стороны, от ментора нужно полностью получать то, в чем нуждается стартап. С другой, необходимо подыскивать именно такого ментора, который будет полезен конкретному стартапу. Это далеко не тот случай, когда они случайно встретились на тусовке и ментор помогает стартапу во всем и вся.

Одной из первых «классических договоренностей» был переход 5% доли в стартапе ментору. Но такой подход неверный, и вот почему. Если ментор изначально получает долю, у него пропадает мотивация и заинтересованность в активной личной работе над этим проектом. Он может провести одну консультацию и потом исчезнуть. И так с десятью стартапами: получая по 5% в доле каждой компании и не прилагая особых усилий, всегда есть шанс, что хоть из одного проекта что-то получится.

Мы не практикуем передачу менторам доли в самом начале работы, вместо этого мы оплачиваем их работу деньгами. Таким образом мотивируем менторов активнее работать с подопечными проектами акселератора и кроме того мы в рамках контракта получаем их обязательство по систематической работе над проектом и возможность контроля над процессом. Не надо забывать, что не всякий опытный в бизнесе человек может быть эффективным ментором, так что иногда приходится проводить «горячую» замену ментора на проекте.

Стартапу нужно вести очень много процессов одновременно. Как раз здесь ментор и может помочь правильно расставить приоритеты по задачам и по временным рамкам для их выполнения. Благодаря своему опыту ментор может быть незаменим для выработки стратегии, подскажет, что необходимо делать в первую очередь и на чём сосредоточить максимум сил и времени при реализации стратегии развития. Как результат, это поможет выстроить процессы с большей эффективностью. При этом менторы, часто даже сами не зная того, являются узкими специалистами. Есть технологические менторы, которые должны работать именно над созданием продукта, технологией. Есть эксперты в области маркетинга, и они должны помогать именно в этой сфере. Есть специалисты в области продаж – они помогают в работе с клиентами и развитии клиентской базы. Есть венчуристы, которые помогут правильно адресовать все вопросы, связанные с привлечением капитала. Поэтому если подобрать несколько менторов, но специализированных, никакой проблемы нет.

В GTILabs, проведя предварительную работу с каждым стартапом, мы выявляем его слабые стороны, определяем, каких специализированных менторов нужно для него подобрать, и координируем всю работу. В случае же, когда стартап сам находит себе менторов, часто те специалисты, которые были бы наиболее эффективны в технологическом развитии, начинают менторить в сфере маркетинга, по продажам, по привлечению капитала, и получается полное отсутствие фокуса и неэффективная работа. А если их еще и несколько, то получается ситуация «лебедь, рак и щука» и, может возникнуть конфликт.

Мы верим в специализацию менторов и поэтому не хотим один стартап привязывать к одному ментору навсегда и делать из них пару. Хотеть все знать и быть способным это делать – это разные вещи. Каждый ментор должен быть экспертом в определенном направлении. Мы хотим, чтобы стартап мог из менторской сети использовать одного, двух, трех менторов, которые нужны именно в данный момент. Есть менторы, которые нужны на начальном этапе; есть менторы, которые нужны на поздних стадиях. Это как в совете директоров: в нем нет одного директора, а есть несколько с разными компетенциями. А что такое менторство – это совет директоров для стартапа, который пока не может его себе позволить.

Стартапу сначала нужно разобраться, каких именно компетенций ему не хватает, при выборе ментора изучить, какова сфера его экспертизы, собрать отзывы от доверенных лиц. Затем с ментором нужно поработать в течение некоторого времени, чтобы понять насколько он полезен проекту в перспективе. Вот тогда уже можно вместе с инвестором (!) принимать решение о том, чтобы сотрудничать с ментором на продолжительной основе и соответствующим образом его мотивировать (например, через опционы на долю в проекте).

Записала Елена Краузова