27 Ноября 2012 / Интервью

Рабочий гипермаркет. Беседа со стартапом Innovatroom 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель и главный редактор проекта Firrma.
Рабочий гипермаркет. Беседа со стартапом Innovatroom
Константин Гаранин – тертый стартапер. То есть формально стартапером он стал не так давно, но до этого 19 лет как маркетолог запускал на рынки новые продукты, бизнесы, маркетинговые проекты, создавал «Ситиселебрити» и в итоге «дошел» до краудсорсинговой платформы Innovatroom. В интервью Константин рассказывает, какой именно тип краудсорсинга он с партнерами будет развивать.

Как родилась идея?

Для начала нужно определиться, идея чего. Если говорить про краудсорсинговую платформу в целом, такая мысль родилась давно, еще в 2008 году. Мы хотели сделать проект, который помогал бы находить, показывать и продвигать достижения, появившиеся в России, на Запад. Это была такая романтическая задумка, которая в итоге провалилась. В 2010 году я с партнерами все-таки запустил краудсорсинговый проект – но это был не стартап, не венчур в привычном понимании, а чисто маркетинговый проект. Мы решали конкретные задачи для конкретных компаний – и вполне успешно. Как итог, спустя год появилась идея сделать что-то большее – так и родилась мысль создать краудсорсинговую B2B-платформу.

То есть родилась из существующих наработок.

Да, из самой нашей профессии и деятельности. Мы много раз проверили идею с разных сторон, просто пришло время ее масштабировать и превратить во что-то самостоятельное.

А в чем разница? И там, и там самостоятельный проект. И там, и там крауд-платформа.

Это не так. Самое главное – это концептуальные изменения. Изменилась идеология, подход к решению задач, появилось видение на перспективу. В конце концов, мы стали стартапом – если раньше больше отталкивались от собственных возможностей, были в этом смысле закрытыми, то теперь стараемся смотреть шире, быть open minded. По крайней мере, я так понимаю стартап.

Как бы вы описали свой сервис в паре предложений?

Для меня всегда было проблемой коротко описать проект так, чтобы это было понятно неподготовленному человеку. Пожалуй, так: это платформа, где компании и работники, краудворкеры по-нашему, получают возможность взаимовыгодного системного сотрудничества – компании получают новые интеллектуальные ресурсы, компетенции, знания, опыт, а краудворкеры – широкие возможности для реализации своих талантов, карьерного роста, заработка. Это рабочий гипермаркет – «Мега». В «Мегу» люди приходят не просто за покупкой, а за комплексом возможностей – поесть, развлечься, сделать покупки, детей повеселить и т.д. У нас похожая история – краудворкер может заняться разными делами, попробовать себя в разных проектах, примерить разные роли. Здесь ты «зашел» и поработал в офисе Intel, потом решил задачу для Дарвиновского музея, а потом «оттянулся» в веселом проекте для сноубордистов.

Вы начали говорить про изменения. Можно подробнее?

Сейчас идут технологические изменения, скоро мы как раз с этой частью закончим. Мы были, по сути, агентством, которое представляло консалтинг, публикацию, модерирование и ведение проектов, а теперь начали движение к автоматизации процессов, чтобы к нам было удобно обращаться из любой точки мира, не вступая в «физические» отношения. Задача максимум, чтобы мы вообще перестали быть нужны как консультанты, как агентство, чтобы компании могли вести на платформе свою краудсорсинговую работу самостоятельно и для любой задачи, которую им нужно решить. Мы хотим от консалтинга, которого раньше у нас было очень много – пусть этот хлеб отойдет рекламным агентствам.

Я так понимаю – и вы об этом уже сказали – в основе изменений лежит смена идеологии.

Верно. Раньше мы делали проекты – и это, кстати, типичная черта и, на мой взгляд, проблема многих краудсорсинговых сервисов. То есть и компания, и исполнитель приходили и, решив одну задачу, уходили. Сейчас мы создаем платформу, где организации могут вести системную работу, ставить целые бизнес-процессы на краудсорсинг и полностью вести их здесь. Это принципиально другой подход.

Какие, например, процессы?

Самые разные: любой бизнес-процесс состоит из ряда задач и многие краудовые сервисы могут решать только отдельные задачи. Например, только сбор идей. А мы хотим, чтобы компания могла сделать полный цикл: от генерации идей до разработки продукта, его продажи, реализации, обратной связи.

А у вас есть перед глазами такие примеры?

Да, есть несколько проектов, которые принадлежат глобальным корпорациям и работают на их нужды. У Starbucks, например, или Treadless. Эти платформы как раз и обеспечивают процессы «целиком»: там можно продукт придумать, разработать, профинансировать, произвести, управлять сбытом. С другой стороны, есть уже и независимые проекты, внешние платформы с похожим функционалом. Так что да, примеры есть

Кто ваша целевая аудитория?

Мы рассчитываем на малый и средний бизнес. Хотя у нас есть клиенты и из крупного бизнеса, но это не основной сегмент.

Тот краудсорсинг, о котором вы рассказываете, немного отличается от того, о котором в России в последнее время говорят.

Краудсорсинг – это просто название инструмента, и на самом деле он может быть любым. В мире уже сейчас успешно работает множество его разновидностей, а у нас, действительно, говорят об одной, максимум двух.

Не могу не спросить: а в самую модную разновидность – краудфандинг – верите?

В России – пока нет. У нас есть потребность получать деньги, но нет потребности отдавать их. Нет пока культуры, что если ты финансируешь что-то, ты – молодец. Люди не верят, что если ты сегодня кому-то поможешь, то потом так же сможешь получить помощь. Люди не играют вдолгую – у нас хотят что-то получить взамен здесь и сейчас, а краудфандинг это вера общества в будущее. Поэтому мы все-таки на другой идее «сидим» – мы про взаимовыгодное сотрудничество. И эта мысль людям гораздо более понятная, у нас все стороны мотивированы – и компании, и краудвокеры, которые сразу видят смысл в своей работе, понимают, что они от нее получают.

В каком-то смысле ваша модель напоминает free-lance.ru.

По частям мы много на кого похожи, но насчет free-lance.ru я не соглашусь. Там все-таки биржа, и для нас это коренное отличие. Там каждый сам за себя, как раз та самая проектная работа, о которой я говорил. Мы же сейчас работаем в сторону коллективизма, чтобы у нас зарождались коллаборации. Краудвокер у нас сможет не только системно работать, реализовывать себя, но и системно расти профессионально. Про компании я уже коротко рассказал. Все эти идеи будут заложены в функционал платформы. И мы, кстати, неспроста заключаем с бизнесом полугодовые контракты.

И как компании относятся к таким «длинным» контрактам?

Вы знаете, на удивление хорошо – нашу идею, похоже, поняли. В конце концов, она направлена на то, чтобы им стало проще. У каждого будет так называемый краудофис, с помощью которого они смогут управлять своими активностями.

По сути, это аккаунт?

Ну да.

С компаниями более-менее понятно, тем более, вы уже работали на рынке и многих знаете, а вот как вы будете привлекать работников?

У нас разработана система экспоненциального маркетинга – то есть мы не привлекаем отдельных людей, а работаем с теми партнерами, у которых есть наша аудитория: с фестивалями, институтами и т.д. Вовлечь людей относительно несложная задача, потому что мы делаем им интересное предложение. Тут играет важную роль то, что у нас широкий профиль: вы можете сегодня реализовать себя как дизайнер, а завтра как писатель, а потом как испытатель нового продукта. Так что платформа интересна многим – и дизайнерам, и маркетологам, кому угодно.

Какие-то интересные технологические фичи будут?

Что касается самой платформы, то ничего поразительного, наверное, не будет. Другой вопрос, что у нас планируется апробирование и внедрение разных инструментов коллективной работы. Это значит, что мы уже сейчас ищем тех, кто разрабатывает коллаборативные инструменты и предлагаем сотрудничество – придумали вы, предположим, новый способ совместного редактирования видео, опробовали его здесь же на клиентах, а потом можете уже запускать в свободное плавание. А наши клиенты и краудворкеры получили новый инструмент для работы.

И когда можно будет пощупать новую инкарнацию платформы?

Надеюсь, в январе мы запустим первый прототип по новой концепции (на старой пока платформе Citycelebrity), а к лету запустим второй прототип – уже самостоятельный.

Какие у вас планы?

Получить инвестиции, чтобы масштабировать проект. Как в России работать, нам понятно, мы уже это делали. Проект же по своей сути глобален, и нам не хотелось бы терять время на то, чтобы разворачивать его только здесь. У нас и сейчас люди из разных стран работают, но пока платформа не приспособлена технологически под работу на глобальном рынке. На это и собираемся привлекать инвестиции.

Узнать больше о проекте Innovatroom можно здесь: http://startuppoint.ru/startup/www.citycelebrity.ru/