22 Января 2013 / Интервью

Стартап Topface: а мы знакомы? 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель Firrma
Стартап Topface: а мы знакомы?
Бум dating-сервисов как будто прошел, однако проекты продолжают появляться. И некоторые вроде бы чувствуют себя неплохо. Представители российского Topface утверждают, что число его пользователей превысило 45 000 000 человек. Так это или нет, но недавно газета The Moscow Times включила Topface в число самых успешных российских интернет-компаний 2012 года. Чтобы выяснить, как развивается эта молодая компания, мы задали несколько вопросов ее основателю Дмитрию Филатову.

Как появился проект?

В 2010 году мы купили приложение «Лицемер» во «Вконтакте» – это был прототип Topface, где пользователи оценивали фотографии друг друга, выставляя им баллы. Природное любопытство было отличным катализатором, и скоро уже 5 миллионов человек выясняли, что же другие думают о них по аватаркам. Сервис социальных знакомств Topface, выросший из этого приложения в 2011 году, – уже полностью наша разработка. В июле 2011-ого приложение появилось и на Facebook. В марте 2012-ого был создан отдельный сайт topface.com, в мае того же года – приложения для мобильных (Andoid и iOS). Около месяца назад мы вышли и на «Одноклассники».

Какие-то цифры по динамике развития раскрываете?

Каждый день Topface пользуется более 1,5 млн. человек, и за день в нашем сервисе оставляют более 65 000 000 «лайков». Общее число пользователей по всем платформам превысило 47 млн., причём 50% – зарубежные пользователи.

Вроде бы бум dating-сервисов закончился. Почему считаете, что проект вообще нужен?

В «обычной», офлайновой жизни среднестатистический человек знакомится в среднем с 2-5 новыми людьми в месяц, но новые лица в своей жизни и новых друзей хотят получить почти все. Наш сервис помогает людям со всего мира буквально за несколько минут сделать первый контакт с десятками людей, которые человеку нравятся – разве не здорово? Мы хотим, чтобы процесс онлайн-знакомства с новыми людьми стал простым, логичным и интересным, а главное – чтобы его не боялись.

Зарабатываете ли сейчас? Какая у вас бизнес-модель?

Мы живем за счёт рекламы и платных сервисов, работая по модели freemium. Среди наших клиентов как средние компании, так и настоящие мастодонты – ведь у нас очень широкие возможности настройки таргетирования. Компания прибыльна с 2011 года, и это позволяет нам активно развиваться.

В каком состоянии проект находится сейчас? Насколько далеко по функционалу нынешняя версия от конечной? Как будет конечная выглядеть?

Topface – готовый продукт, но никто не говорит, что мы не собираемся вводить что-то новое или дорабатывать уже имеющиеся функции. В прошлом месяце выпустили совершенно новые версии для iOS и Android, запустились в «Одноклассниках». Мы постоянно изучаем модели поведения людей при знакомствах и пытаемся сделать сервис, который сделает этот процесс максимально простым.

Конкуренты у вас есть? Кто они? За счет чего собираетесь конкурировать?

Основной конкурент – компания Badoo, которая существует на рынке с 2006 года и насчитывает 170 миллионов пользователей. Topface значительно моложе (на 5 лет, если быть точным), однако темпы роста у нас высокие.

Какие у проекта слабые места?

Встречаются жалобы пользователей по поводу некоторой агрессии в продвижении в социальных сетях (в основном относительно частых приглашений от друзей в наши приложения). Однако пользователи приглашают своих знакомых по своей воле, и мы постоянно совершенствуем эти механизмы, делая их максимально комфортными для людей. По поводу «технических» улучшений – повторюсь, мы фактически ежедневно обновляем функционал.

Что сейчас для вас самый большой вызов?

Самый большой вызов – общее отношение к сервисам знакомств в России, но постепенно аудитория взрослеет и начинает понимать, что интернет-знакомства намного удобнее. Мы хотим доказать, что онлайн-знакомства – это быстро и удобно. Когда только появились интернет-магазины, пользователи восприняли их с недоумением – как же так, купить, не померив. То же самое со знакомствами.

Сколько у вас сейчас людей в команде?

Более 90 человек. Поскольку компания ещё молодая, офис только в Петербурге. Однако мы планируем международную экспансию – думаем об офисе в Лондоне.

До этого проекта у вас уже был предпринимательский опыт? Если, то
какой? Помог ли он?

Студенческий бизнес – врачебные консультации по телефону, наглядно показавший мне, как надо и как не надо строить бизнес. Вооружился опытом проб и ошибок, и продажа маркетинговых исследований потребительских рынков через интернет – компания BusinessVision – пошла куда успешнее. На тот момент удивительно было осознавать, что с помощью интернета и одного компьютера можно успешно работать с людьми, которые находятся в другой стране и вообще никогда тебя не увидят вживую. Мы нашли хороший канал и партнёров – www.rbc.ru, через которых покупатели находили наши исследования. У нас было и офлайновое направление продаж, но даже в начале 2000х годов интернет-продажи быстро вытеснили его. Позже, во время бума социальных сетей, мы создали компанию Sonetica, которая делала различные сервисы и приложения для «Вконтакте». Одним из первых приложений стал журнал «Вкурсе» (у которого сейчас 2,2 млн. установок) – первоначально это был журнал о «Вконтакте», в котором преимущественно работали выходцы из журнала «Собака». Первой нашей удачей было то, что для пилотного выпуска интервью нам дал редкий гость СМИ – Павел Дуров.

Расскажете о планах?

В первую очередь это расширение охвата – в основном в Южной Америке и Европе. Также мы планируем выйти на китайский рынок через Renren и Qzone. Важное направление, на которое мы планируем делать упор, – рынок мобильных приложений, ведь уже нет людей, которые выходят на улицу без мобильного телефона. Мы прогнозируем рост доходов по крайней мере в 3-4 раза, а также рост DAU минимум в 2,5 раза.

Включение в список TMT как-то помогло?

Поскольку проект существует на рынке относительно недавно, мы практически не взаимодействовали со СМИ, не занимались продвижением. После включения в список как журналисты, так и рядовые интернет-пользователи обратили на нас внимание.

Ищете ли инвестиции? Если да, то какие и на что собираетесь их тратить?

Сейчас мы рассматриваем ряд предложений об инвестировании для выхода на международный рынок. Планируем тратить на реализацию планов – в первую очередь на продвижение в других странах.

Изучить проект можно здесь http://topface.com

У проекта также есть приложения во «Вконтакте» и Facebook, а также приложения для iOS и Android.