13 Декабря 2017 / Мнение

Безжизненная «Идея на миллион»: НТВ показал первый выпуск шоу о стартапах 

Светлана Алексеева Автор / Светлана Алексеева
Светлана Алексеева – автор Firrma.
Безжизненная «Идея на миллион»: НТВ показал первый выпуск шоу о стартапах
Наш корреспондент Светлана Алексеева посмотрела первый выпуск «Идея на миллион» на НТВ и оценила шоу, в котором инвесторы оценивают стартапы. 

Вчера ночью на НТВ вышла первая серия бизнес-шоу «Идея на миллион». Это уже второе шоу про предпринимателей на ТВ за последние два года: в прошлом году на «России» показывали «Акул Бизнеса». Кроме того, у ФРИИ с «СТС Love» были планы запустить проект «Стартапы», но, возможно к счастью, дальше релизов дело там не дошло. 

Жюри и проекты

В первый день пять оценивало пять стартапов. В составе жюри первого дня были:

Президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и основатель группы компаний «Р-фарм» Алексей Репик.
Управляющий партнер фонда Almaz Capital Александр Галицкий
Старший вице-президент фонда «Сколково» Александр Чернов
Председатель «Вшешэкономбанка» (главный спонсор шоу) Сергей Горьков
Певец группы «Руки вверх», владелец сети баров и семейной кондитерской Cupcake Story Сергей Жуков.

Они оценивали 5 стартапов:

Altair VR — виртуальный планетарий;
Elementaree — сервис доставки готовой еды;
Стартап «Моторика» — многофункциональные протезы для взрослых и детей;
QRepublik — неэлектронные идентификаторы для туристов, инвалидов и спортсменов, связанные с умной личной медицинской картой;
Iron Pillow — противоударная платформа для лодочных сидений.

Презентация

Питч проекта проходит в виде пятиминутного видеоролика. В роликах стартапа принимают участие журналисты НТВ, которые тестируют продукт на себе. Свое мнение высказывают эксперты по данным продуктам. К примеру, про плюсы и минусы Elementaree говорил диетолог, а невролог оценивал Iron Pillow.

С одной стороны профессионально сделанные ролики воспринимаются лучше, чем сбивчивые питчи основателей, как это было в «Акулах». С другой, в них не было жизни. Создавалось впечатление, что все там заранее срежессировано и нужным образом смонтировано. «Рука мастера» чувствовалась там, где лучше бы не видеть ее следов. Прилизанность не вызывают сочувствия. В «Акулах бизнеса» сразу было видно, как волнуются стартаперы, где хотят что-то скрыть или откровенно не знают, как поступить. То есть, были видны живые люди, которым хотелось сопереживать. Здесь же красивая картинка заменяет эмоции. Продукцию «Моторики» буквально испытывают огнем, пытаются сломать  – и создается ощущение, что смотришь фрагменты выпуска «Разрушителей Легенд», только без харизматичных ведущих западного шоу.

После видео основатели выходили отвечать на вопросы жюри. И здесь тоже не покидало ощущение срежессированности происходящего. Они даже не волновались, не путались. Жюри тоже особо не нападало, членам жюри как будто все равно. Казалось, что это не встреча потенциальных инвесторов и стартапов, а простое обсуждение идей. Замени стартаперов на актеров – зритель не увидел бы разницы. Например, Сергей Жуков сказал, что для того чтобы убедить иностранцев использовать продукт Iron Pillow нужна большая рекламаня компания. «Нам понадобится 10-20 млн рублей», – ответил стартапер. 10-20 млн? Ясно, следующий. Смотрим проекты как каналы переключаем.

Единственным человеком в жюри, кто пытался расшевелить шоу и задавать каверзные вопросы был Алексей Репик: «Что заставляет вас верить в то, что вы конкурентно способны? Я хотел бы понять, действительно ли механизм подготовки меню – это научно, или вы пытаетесь набросить таинственную вуаль на технологию?» Впрочем и эти вопросы не смутили стартаперов, словно они уже слышали их до эфира.

IMG_1458.jpg

Отбор

Из пяти проектов жюри выбирает только один, который пройдет в финал. В эфире, к сожалению, показали лишь секунд 30 из обсуждений жюри, хотя, похоже, это было самой увлекательной частью шоу.

Алексей Репик: «Все идеи тут вторичны. «Моторика» просто откровенно скопирована на 100%.В ней вообще нет никакой идеи».
Александр Чернов: «Я считаю, что «Моторика» достойна выйти в финал. Если про еду говорить, то ее придумали еще раньше»
Алексей Репик: «Но еда работает!»

Алексей Репик: «Мне нравится идея перевода на разные языки у QRepublik». 
Александр Чернов: «QR -код — это тупиковая ветвь развития»

В итоге жюри выбрало «Моторику», с остальными проектами пришлось проститься. «Я был единственным, кто проголосовал против, – честно заявил Репик после оглашения результата, – однако мои коллеги так убедительно боролись за вас, что смогли изменить мое мнение. Я услышал от вас важные слова «реабилитация», «сервис», «поддержка». Выход в финал — возможность, которую мы даем вам авансом». 

Кроме того, руководитель Almaz Capital Александр Галицкий пригласил проект QRepublik на совместный обед, чтобы поговорить о технологии. 

IMG_1459.jpg

Выводы

Понятно, что и тема стартапов слишком сложная для массового зрителя и что аудитория канала НТВ не совсем та среда для такого шоу. Идея, подача информации о проектах хороши, однако есть некоторые неуместные моменты. Например, тревожные звуковые эффекты при появлении основателей в студии сразу навевали ассоциации с «первым мистическим». Из-за отсутствия ритма в передаче, к концу внимание теряется и становится сложно воспринимать информацию. 

Возможно, шоу о бизнесе должно быть сдержанным и информативным, но основа любого шоу — это эмоции. Эмоции участников, жюри, телезрителей, когда выбираешь участник цепляет тебя и следишь за ним до конца. Здесь же мы даже не знаем, что стартаперы испытали после оглашения вердикта жюри. Согласны ли они с их решением, не согласны? Может быть они что-то хотели сказать зрителям? Этого ничего в шоу не было. Все показалось слишком механистичным. Собрались, показали, посмотрели, оценили, разошлись.
А также:
Про ICO Telegram

12.01.2018

Про ICO Telegram

Автор / Герман Каплун